Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Виды подшипников: принцип работы и особенности использования


С древнейших времен человек стремился облегчить себе труд, сделать работу машин и механизмов легче и производительнее. Огромную роль в этом сыграло изобретение подшипника - простого, но гениального устройства, позволяющего вращающимся деталям перемещаться плавно и с наименьшим трением.

Первые прототипы появились еще в Древнем Египте около 40 веков назад. Это были деревянные втулки, смазанные маслом. Со временем они совершенствовались - появились бронзовые, а затем и стальные. Но принцип их работы оставался неизменным - снижение трения в местах вращения осей и валов.

Сегодня трудно найти хоть одну отрасль техники, где бы не использовались подшипники. От надежности этих маленьких устройств зависит работа огромного числа механизмов - от часов до космических кораблей. Современная промышленность выпускает десятки тысяч разновидностей из самых разных материалов - от обычного чугуна до керамики и пластика.

Давайте разберемся, какие бывают типы подшипников, из чего их производят и где применяют в современной технике. Это поможет лучше понять роль этих незаметных, но важнейших деталей в работе любых механизмов.

Главные виды и принципы работы


Существует два основных вида подшипников: скольжения и качения.

Скольжения работают за счет трения между поверхностями втулки и оси. К ним относятся бронзовые и баббитовые втулки, сегментные подшипники. Их достоинство - простота устройства, надежность, возможность работы без смазки.

В качения контакт между поверхностями осуществляется через движущиеся шарики или ролики. Это позволяет значительно снизить трение и износ. К ним относят шариковые и роликовые подшипники.

Также выделяют магнитные подшипники, в которых вращающиеся детали удерживаются магнитным полем, а также газовые и гидростатические, использующие газ или жидкость для создания опоры с минимальным трением.

Материалы для изготовления


Для изготовления подшипников применяют различные материалы.

Традиционно используются металлы - сталь, баббиты, бронза, латунь. Они обеспечивают высокую износостойкость и несущую способность.

Все больше применяются полимеры и композиты на основе фторопластов, нейлона, стекловолокна. Они легки, выносливы и дешевы в производстве.

Перспективны керамические модели, стойкие к высоким температурам и агрессивным средам. Применяются в авиакосмической отрасли.

Применение в машиностроении


Подшипники являются неотъемлемым компонентом подавляющего большинства механизмов и машин.

Они широко используются в электродвигателях, насосах, компрессорах, турбинах, вентиляторах, конвейерных системах. Обеспечивают вращение роторов, валов, осей в этих устройствах.

Критически важна роль подшипников в железнодорожном транспорте - для вращения колесных пар, в амортизаторах, редукторах. От их надежности зависит безопасность движения.

В авиастроении используются в двигателях, трансмиссиях, шасси, агрегатах. От них требуется предельная надежность при экстремальных нагрузках.

Таким образом, подшипники занимают ключевое место в машиностроении. От их качества и долговечности во многом зависит работоспособность и ресурс сложных механизмов. Поэтому создание новых типов высокоэффективных подшипников - важнейшая задача для инженеров и конструкторов.