Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Краснов, Мигель

Михаил Семёнович Краснов (Мигель Красснофф-Марченко); род. 15 февраля 1946, Тироль, Австрия) — бригадир чилийской армии в отставке. Сподвижник Аугусто Пиночета, активный участник вооружённой смены власти в Чили 1973 года.

После возвращения к власти в Чили левоцентристских сил был предан суду по обвинению в причастности к преступлениям против человечности, совершёнными в период с 1973 по 1989 годы, во время службы в Управлении национальной разведки и участии в Операции «Кондор», в том числе в причастности к похищениям чилийских и иностранных граждан. Ныне отбывает свой срок в Центре заключения Кордильера, Сантьяго (Чили).

Происхождение

Мигель Краснов — сын участника Белого движения атамана Семёна Краснова, начальника штаба Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Третьего Рейха и генерал-майора вермахта. В мае 1945 года Семён Краснов был выдан в СССР и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года и статьями 58-8 и 58-11 УК РСФСР осуждён как коллаборационист и приговорён к смертной казни через повешение. Мать Мигеля Краснова, кубанская казачка и студентка парижского университета Дина Владимировна Марченко познакомилась с донским казаком Семёном Красновым в эмиграции, а поженились они в разгар Второй мировой войны.

Эмиграция в Чили

В конце войны мать и близкие Мигеля Краснова находились в составе казачьих формирований, расположенных в Лиенце (Австрия). После вывоза из лагеря и последующей передачи всех казачьих офицеров, в том числе Красновых, в руки советского командования, матери Мигеля вместе с его бабушкой Марией удалось бежать из лагеря для перемещённых лиц. Побегу и укрытию от СМЕРШа в большой степени способствовала помощь знакомого чилийского дипломата по фамилии Санта-Крус, на момент окончания войны находившегося в Италии. Узнав о передаче британцами практически всех Красновых в руки советского командования, Санта-Крус срочно приехал в Австрию, разыскал Дину, снял дом и, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, надолго предоставил убежище и необходимую помощь не только беременной Дине с её матерью, но и семьям других казаков, которым удалось бежать во время выдачи казаков в Лиенце.

Новорожденный был крещён в православной церкви Святого Николая города Лиенца и записан как ребёнок выданного к тому моменту СМЕРШу Семёна Краснова. Текст свидетельства о крещении отредактирован на русском, французском и немецком языках, в то же время действителен как свидетельство о рождении Михаила Краснова (в последующем — Мигель Красснофф-Марченко, на испанский лад). Позднее Санта-Крус переправил его семью в порт Триест, где они провели несколько месяцев в ожидании возможности для погрузки на какое-либо судно, направляющееся в Южную Америку. Это стало возможным лишь в 1948 году.

На борту судна «Mercy» прибыли в порт Вальпараисо 19 августа 1948 года. В числе сотен вновь прибывших эмигрантов и беженцев, первоначально были размещены в секторе раздевалок и в палатках на территории Национального cтадиона города Сантьяго. Позднее сняли внаём квартиру в одном из пансионов на улице Бразилии. Положение семьи Красновых улучшилось благодаря усилиям матери Мигеля. В юности она получила университетское образование в Париже и владела 6 языками, в том числе испанским. Это обстоятельство позволило ей получить работу переводчика в Министерстве иностранных дел Чили.

Бабушка Мигеля, Мария Иосифовна Марченко (девичья фамилия Шипанова), была женой Владимира Марченко, сотника Кубанского казачьего войска. По окончании Гражданской войны, семье Марченко вместе с дочерью Диной удалось выехать во Францию. Владимир Марченко позднее был выдан советским властям и приговорён к заключению в одном из сибирских лагерей, где и погиб от истощения и болезней. Мария Марченко дожила до 94-х летнего возраста и до последних дней принимала активное участие как в семейных и домашних делах, так и в воспитании и формировании молодого Мигеля.

Образование и карьера

Начальное образование Мигель Краснов получил в школе «Республика Аргентина», среднее — в лицее № 8 «Артуро Алессандри Пальма». В 1963 году, несмотря на несогласие своей матери, Мигель Краснов поступил в чилийскую Военную Школу, которую закончил в 1967 со званием младшего лейтенанта пехотных войск. Принимал участие в военном перевороте 11 сентября 1973 года, когда армия отстранила от власти правительство Сальвадора Альенде. В 1974 году прошёл курс подготовки в американской военной школе в Панаме, где был лучшим из 65 офицеров-слушателей из различных южноамериканских стран. С июня 1974 года по 1976 год по возвращении в Чили был прикомандирован к Управлению национальной разведки (DINA). В 1975 году командовал батальоном 1-й Горной дивизии, сражавшейся в Андах с оппозиционерами режиму Пиночета. В ходе операции по уничтожению одной из групп повстанцев ноябре 1975 года награждён высшей национальной медалью вооружённых сил Чили «За мужество» (не присуждавшейся до того момента 100 лет).

В 1980 году окончил 3-летнее обучение в чилийской Военной академии в звании майора. После этого — командир Кадетского батальона в военном училище и доцент в национальной Военной Академии, где читает курсы оперативно-тактического мастерства и теории информации. С 1982 год — в Ставке командующего армией Чили. По окончании курсов Генерального штаба в Бразилии получает звание подполковника и назначается в Ставку V чилийской дивизии в Пунта-Аренас. С февраля 1986 год — в Ставке Генерального штаба в Сантьяго, с конца того же года — заместитель директора Военной Школы и командир 8-го пехотного полка «Тукапель». С 1 августа 1989 года — полковник, начальник гарнизона в Темуко. С февраля 1994 — начальник штаба IV дивизии. Возвращается в Сантьяго на службу в Управление армейской подготовки. С 1995 — бригадир. Награждён Военной Звездой чилийских Вооружённых Сил, Большой Звездой за воинские заслуги и Звездой Славы за заслуги перед генеральным штабом. В 1998 году, после ухода Пиночета с поста главнокомандующего и прихода к власти в 2000 году гражданского правительства, вышел в отставку, но получил должность директора гостинично-санаторного комплекса для военных.

Судебные процессы

Не сумев применить меры наказания к Аугусто Пиночету из-за его преклонного возраста, гражданские власти Чили начали судебное преследование его соратников.

Летом 2001 года бригадир Мигель Краснов был арестован и предан суду по обвинению в причастности к преступлениям, совершенным с момента военного переворота 11 сентября 1973 года во время службы в политической полиции DINA (в частности, причастности к похищениям чилийских и иностранных граждан).

Франция также предъявила ему обвинение в пытках члена оппозиционного диктатуре Левого революционного движения французского гражданина Альфонса Шанфро в 1974 году и в пытках диссидентов в пыточном центре «Londres 38».

Сроки давности

Защита Мигеля Краснова считает, что преступления, в которых он обвиняется, подпадают под положение о сроке давности (в чилийском правосудии есть такая норма в случае убийства) и, следовательно, судебные процессы должны быть прекращены.

На это обвинение возражает, что речь идёт о преступлениях против человечности (в частности, о насильственном исчезновении людей). Так как люди исчезли, находясь в заключении, а военные, в чьих руках находились заключённые, не признались в том, что эти люди убиты, то такие заключённые считаются пропавшими без вести. Таким образом, пока не найдено тело, преступление не считается завершённым и срок давности неприменим.

Приговоры

В 2005 году приговорён к 10 годам тюремного заключения за соучастие в похищении и убийстве Мигеля Анхеля Сандоваля.

В июне 2006 года III апелляционная палата Трибунала Сантьяго приговорила его к 10 годам заключения за соучастие в похищении и последующем «исчезновении» Рикардо Аурелио Тронкосо Муньоса и Эльсы Виктории Лютнер Муньос, Эрнана и Марии Гонсалес.

В декабре 2006 года Мигель Краснов был приговорён к 5 годам и одному дню тюремного заключения за соучастие в похищении инженера Эухенио Монтти и Кармен Диас, подвергавшихся жестоким пыткам в заключении на территории пыточного центра «Вилла Гримальди», а затем «пропавших без вести».

В 2008 году Мигель Краснов был приговорён к семи годам тюремного заключения за соучастие в похищении и убийстве испанского священника Антонио Льидо; к трём годам за соучастие в похищении Альваро Барриоса Дуке; к десяти годам и одному дню заключения за похищение Марсело Салинаса Эйтеля.

В 2009 году осуждён на пять лет и один день тюремного заключения за соучастие в похищении и убийстве Серхио Переса и его жены Луми Виделы.

В 2010 году в числе группы других бывших офицеров (включая главу DINA Мануэля Контрераса) осуждён на десять лет и один день тюремного заключения, за участие в «исчезновении» восьми оппозиционеров в пыточном центре «Вилла Гримальди». Также был осужден по аналогичному делу о пыточном центре «Londres 38».

В 2010 году осуждён французским судом на 30 лет заключения за причастность к похищению, пыткам и убийству Альфонса Шанфро, имевшего французское гражданство. Верховный суд Чили в 2015 году также вынес аналогичное решение по этому делу.

Очередной приговор Верховного суда Чили вынесен 16 мая 2017, когда Мигель Краснов был осуждён за убийство журналиста Аугусто Кармона.

Реакция подсудимого

Уже будучи под следствием, Мигель Краснов писал на волю:

На данный момент ситуация кажется мне довольно сложной из-за несправедливости и влияния политических причин... Мы живём при нынешнем правительстве с теми же лицами, что привели Чили к катастрофе в 70-х годах. Надеюсь, что сможем сохранить твёрдость во время судебных процедур, — это даёт мне право называть себя «Красновым» и «казаком»! Кроме того, абсолютно верю в Божью справедливость!

Бригадир Мигель Краснов не признал себя виновным ни по одному из предъявленных ему пунктов обвинений, так как большая часть из них по его мнению «не имеет каких-либо оснований или является бездоказательными подозрениями»:

Мы все — участники революции 1973 года — затравлены, оскорблены, унижены и подвергаемся репрессиям только из-за того, что избавили страну от марксистской чумы. Ложью, хитростью и интригами сегодняшние марксисты извратили исторические факты, представив революцию «военным мятежом». Несмотря на обвинения, я сохраняю бодрое настроение и непоколебимую веру в Бога. Никогда гнусные личности, которые насиловали Чили, не покорят меня! Я солдат и казак, и во мне живы традиции казачества и предков-мучеников! Пусть все знают, что я казак и горжусь тем, что сделал в жизни, нося мундир офицера чилийских сухопутных сил!

Оценки

Российский историк О. Г. Гончаренко называет[значимость факта?] суд над Мигелем Красновым очевидным политическим процессом, схожим с судом над белыми генералами в 1946 году, по приговору которого был казнён Семён Краснов. О случае с Альфонсом Шанфро Гончаренко пишет, что Шанфро был террористом и участником одной из самых жестоких преступных организаций, действовавших в Чили, а в 1992 году суд признал Краснова непричастным к гибели Шанфро, что было подробно освещено чилийскими газетами. По мнению самого осуждённого, следователь и французская печать были пристрастны и не учитывали, что Шанфро, чья организация была повинна в терроре и гибели множества мирных граждан, отнюдь не был невинной жертвой полицейского произвола.

Семья

Жена:

  • Мария де Лос Анжелес Басса Салазар де Красснофф (исп. María de los Angeles Bassa Salazar de Krassnoff), в браке с 1970 г.

Дети:

  • Мария Андреа Красснофф Басса (исп. María Andrea Krassnoff Bassa), род. 1971, двое детей.
  • Мигель Алехандро Красснофф Басса (исп. Miguel Alejandro Krassnoff Bassa), род. 1972, двое детей — офицер чилийской армии
  • Мария Лорена Красснофф Басса (исп. Maria Lorena Krassnoff Bassa), 1973—2013, трое детей.

Дети и внуки Мигеля Краснова не говорят по-русски.