Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Облачения

Облачения — священные одежды, в которых православные священнослужители, церковнослужители и монашествующие совершают богослужение. Эти одежды являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать таинства не должен.

Облачением может быть и не одежда (в строгом понимании), а освящённые предметы, используемые вместе со священными одеяниями, например: наперсный крест, панагия, чётки, омофор, орарь, епитрахиль, палица, набедренник.

Кроме того, облачением называют сам процесс ритуального надевания указанных облачений (священных одежд) на клириков перед началом совершения ими общественного богослужения.

Повседневное облачение

Некоторые облачения должны носиться всеми клириками и монахами постоянно — не только в храме, но и в общественных местах, и даже у себя дома: подрясник (старое название кафтан), подпоясанный пояском, а сверху рясу и скуфью. Кроме перечисленного, архиереям положено всегда носить панагию, а священникам — наперсный крест. На богослужениях и официальных мероприятиях священники и диаконы, награждённые камилавками, должны присутствовать в них — надевать вместо скуфьи, а монашествующие — во всех своих монашеских облачениях. В некоторых монастырях монахи даже тяжёлые хозяйственные послушания выполняют в рабочих подрясниках, а спать в постель ложатся, надевая уже чистые лёгкие подрясники, чтобы и во сне в стесняющем телодвижения облачении непрестанно ощущать себя пред Богом. Также нежелательно монаху снимать с себя параман.

Богослужебные облачения

Неполное богослужебное облачение

Некоторые таинства архиереи и священники могут совершать без фелони (саккоса), а также без стихаря (подризника, подсаккосника). Здесь священники надевают только подрясник, поясок, рясу, епитрахиль, поручи и фелонь (иногда также скуфью, камилавку или митру). Архиереи аналогично надевают только епитрахиль, поручи, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), митру и малый омофор. На требах и молебнах, священник обычно надевает только епитрахиль и поручи, архиерей аналогично надевает подрясник, поясок, рясу, мантию, епитрахиль, поручи и омофор.

Для диакона в Русской церкви нет различия между полным облачением и неполным, так как диакон на всех службах облачается в стихарь, орарь и поручи. В Греческих церквах неполное облачение диакона — орарь, скрещенный на груди поверх подрясника и поручи. В некоторых странах с жарким климатом стихарь (подризник, подсаккосник) надевается прямо поверх мирской одежды без подрясника.

У иподиакона богослужебным облачением также всегда являются стихарь и стихарный пояс (в современной практике, используется орарь, перекрещенный на груди), у чтеца — только стихарь, а у свещеносца — малый фелонь.

Перед каждым надеванием богослужебных облачений должно быть благословение служащего архиерея или одного из присутствующих в храме священников.

Полное богослужебное облачение

Полное богослужебное облачение все священники и архиереи надевают только при совершении Литургии, при этом они (или им) читают (или поют) особые молитвы на каждое облачение. Эти молитвы можно найти в служебнике (или в Чиновнике архиерейского священнослужения).

В некоторых других торжественных богослужениях полное облачение надевает только священник, возглавляющий богослужение — предстоятель. Чаще всего им является настоятель храма. К таким торжественным случаям относятся:

  • Великое водосвятие в Богоявленский Сочельник и в сам праздник Богоявления 5 (18) января и 6 (19) января
  • Вынос Креста после Великого славословия на 3-ю (Крестопоклонную) неделю Великого поста и в праздники Происхождения (Изнесения) честных древ 1 (14) августа и Воздвижения Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября
  • Вынос плащаницы на вечерне Великой Пятницы
  • Чин погребения Спасителя на утрене Великой Субботы
  • Великая вечерня в день Пасхи вечером
  • Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв в День Святой Троицы
  • Чин погребения Божией Матери на праздник Успения

Для священника полным облачением является подризник, поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест, а также награды, коими могут быть набедренник, камилавка, палица, митра. Для архиерея полным облачением является подрясник, поясок, подризник (подсаккосник), поручи, епитрахиль, пояс, саккос, палица, омофор, панагия, крест, митра-корона.

Список облачений с иллюстрациями

Цвета облачений

Богослужебные облачения бывают семи разных цветов в зависимости от празднования, совершаемого в данный день. Сложивщийся канон цветов богослужебных облачений РПЦ состоит из:

  • белого цвета, символизирующего божественный нетварный свет. Белые облачения надеваются на Пасху и на некоторых других господских праздниках, а также на погребения, крещения, соборования и другие требы,
  • чёрного цвета → символизирует отсутствие или недостаток света, небытие, смерть, траур, а также отречение от мирской суеты, покаяние, плач о своих грехах, смирение. Распространился этот цвет в богослужении лишь в XVIII веке. В современной Русской православной церкви чёрный цвет облачений великопостных и официальный внебогослужебный у монахов и клириков (подрясники, рясы, скуфьи, чёрные сапоги и др.). В некоторых поместных православных церквах облачения чёрного цвета почти не используются,
  • красного цвета, обозначающего кровь Христа и мучеников за Него, а также праздничную красоту (устар. красный → красивый, игривый). В XX веке в Греции, а затем и в России, красный цвет облачений стал пасхальным — «Пасха красная», крашеные красные яйца. Однако в старину этого цвета избегали, считая, что красный цвет — символ ада, войны, бунта, разврата, и что красный цвет возбуждает греховные страсти. В дни памяти мучеников служили в облачениях багряного или бордового цвета,
  • фиолетового цвета → используются в воскресные дни Великого поста и, так же как облачения бордового цвета, — в дни воспоминания страданий Христа и мучеников,
  • жёлтого цвета (золотистого цвета) → символа солнца — используются в дни памяти пророков, праведников, апостолов, святителей, а также в будние дни. Облачениями золотистого цвета часто заменяются облачения белого цвета и при необходимости — любого другого. Поэтому облачения жёлто-золотистых оттенков самые часто употребимые,
  • голубого цвета → символизируют чистоту неба — образ Пресвятой Богородицы, используются на многих богородичных праздниках,
  • зелёного цвета — символ жизни, используются в день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Живоначальной Троицы), на Вход Господень в Иерусалим и в дни памяти преподобных отшельников.