Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Орловская битва

«Орловская битва» — советский полнометражный документальный фильм 1943 года о летней Орловской стратегической наступательной операции по ликвидации орловского плацдарма немецко-фашистских захватчиков. Охватывает события на германо-советском фронте с 5 июля по 5 августа.
Выпущен на экраны 31 августа.

Хронология

Участок германо-советского фронта проходит по полям орловщины, там вдали гитлеровские войска готовятся к наступлению. На карте поясняются позиции противника — занятый немцами орловский плацдарм. Наступление германской армии на Орловско-курском и Белгородско-курском направлении. Советские саперы за минированием. Немецкие танки атакуют, им противостоит советская артиллерия. В небе появляются вражеские бомбардировщики. Несмотря ни на что красноармейцы удерживают позиции, бронебойщики уничтожают немецкие танки, санитары подбирают раненых. Советская авиация штурмует подходящие резервы врага, в небе разворачиваются воздушные бои. Подбитые «Тигры» и «Фердинанды». На карте лишь незначительные продвижения противника — план генерального наступления германского командования сорван. Колонна пленных немцев на улицах Курска.

На участке Брянского фронта идёт подготовка советских войск и боевой техники с маскировкой к наступлению. На карте показываются три направления удара. Бой начинается на рассвете 12 июля с сигнала ракеты. Залпы тяжёлой артиллерии, после них в атаку устремляются штурмовые отряды пехоты. По железнодорожным составам и аэродромам в тылу врага бьёт советская авиация. К командному пункту фронта от каждого подразделения прибывают командиры. Командующий Брянским фронтом генерал-полковник М. М. Попов и члены Военного Совета фронта у карты.

Советским частям отдан приказ форсировать реку, под дымовой завесой идёт переправа на лодках и плотах, где-то вброд. Артиллерия подавляет огневые точки противника. Работают сапёры. В расчищенные проходы на штурм Орловского плацдарма устремляются танки, их поддерживает авиация. Следом за танками в бой вступает пехота. В небе схватка истребителей. Горит подбитый немецкий самолёт.

Прорыв советских войск вглубь немецкой обороны. Захват пленных. Выбивание врага и освобождение деревень. Возвращение гражданского населения. Разрушенные Мценск, Болхов. На карте показываются освобождённые от врага территории, всё ближе и ближе к Орлу.

Останки сожжённой немецкой военной техники, разбитые укрепления, траншеи и дзоты. Здесь же немецкая новинка — бронированный колпак или «несокрушимый краб». Колонны пленных немцев, разросшиеся ряды немецких кладбищ с тысячами и тысячами убитых. Преодолев водную преграду вброд конница ударяет по врагу с тыла. Командующий войсками Центрального фронта генерал армии К. К. Рокоссовский на командном пункте. На карте одновременное схематичное контрнаступление войск Воронежского и Степного фронтов на Белгород. На театре военных действий командующие фронтами генрал армии Н. Ф. Ватутин и генрал-полковник И. С. Конев. 4 августа, наступление советских частей на подожжённый немцами Орёл.

Взятие города 5 августа, освобождение пленных сограждан из застенков. Картины разрушенных и разорённых кварталов города. Передача города от военного командования гражданскому. Разрушения в Белгороде, также освобождённом 5 августа. Встреча военных с населением. Траурные мероприятия по захоронению павших в боях за Белгород и Орёл. Вечерний праздничный салют в Москве.

История создания

За событиями, происходящими в Орловской, области с июля по август 1943 года пристально следили в «Главкинохронике» — появлению полнометражного фильма предшествовала серия документальных сюжетов, ставвших атрибутом каждого выпуска «Союзкиножурнала».

Основу картины составили съёмки фронтовой киногруппы Брянского фронта, сформированной в январе-феврале 1942 года при активном участии её руководителя — оператора и режиссёра Рафаила Гикова. Под его началом работали Александр Гафт, Фёдор Леонтович, Яков Марченко, Алексей Солодков, Александр Фролов, а также операторы в ранге ассистентов.

В преддверие больших боёв в киногруппу поступила длиннофокусная оптика для съёмок с дальних расстояний. Оператором Ефимом Лозовским была сконструирована система механизмов для съёмок танковой атаки непосредственно из самой машины. Добившись разрешения командования, в походных мастерских части он изготовил бронированный бокс для камеры «Дебри» и впервые применил на Т-34 в июле 1943 года на Болховском направлении.

В фильм вошли съёмки операторов Воронежского, Западного, Центрального фронтов, а также кадры немецких кинохроникёров.

Создатели

  • режиссёры — Рафаил Гиков, Лидия Степановна
  • операторы
  • Александр Гафт
  • Михаил Гольбрих (в титрах — А. Гольбрих)
  • Илья Гутман (в титрах — ассистент оператора)
  • Виктор Доброницкий
  • Абрам Казаков
  • Роман Кармен
  • Анатолий Крылов
  • Фёдор Леонтович
  • Ефим Лозовский
  • Иван Малов
  • Яков Марченко
  • Григорий Могилевский
  • Юрий Монгловский (в титрах — ассистент оператора)
  • Борис Небылицкий
  • Григорий Островский
  • Михаил Посельский
  • Михаил Прудников (в титрах — ассистент оператора)
  • Авенир Софьин
  • Виктор Смородин
  • Алексей Солодков
  • Александр Фролов
  • звукооператоры — Виктор Котов, Евгений Кашкевич
  • ассистент режиссёра — К. Кулагина, Е. Козина
  • автор текста — Георгий Смирнитский
  • диктор — Леонид Хмара
  • музыкальное оформление — В. Смирнов
  • художник мультипликации — Израиль Нижник
  • военный консультант — генерал-майор С. П. Платонов
  • директоры — Виктор Слонимский, Николай Мельников

Отзывы в печати

В освобождённом Орле первый показ фильма состоялся 19 сентября 1943 года.
Из публикаций по выходу «Орловской битвы»:

…фильм, составленный в большинстве из кадров, снятых непосредственно на полях сражений мужественными кинооператорами, участниками исторических событий, выходит по своему значению далеко за пределы исторической хроники. Следуя один за другим, в строгой преемственности и связи, отдельные эпизоды составляют общую картину, которая говорит зрителю не только о внешней стороне событий, но раскрывает и внутренний их смысл.

— Давид Заславский, «Правда» 1 сентября 1943

Операторам кинохроники делает честь, что они сумели вовремя оказаться на самых решающих участках фронта.
Теперь миллионы людей в Советском Союзе и во всём мире сумеют увидеть то, что происходило на фронте в эти тяжёлые великие дни.

— Евгений Кригер, «Известия» 3 сентября 1943

Даже в момент самого напряжённого боя чрезвычайно трудно увидеть что-либо кроме орудийных вспышек и встающего перед траншеями дымного вала разрывов.
…оператору нужно зафиксировать битву на плёнку, а для этого он должен быть в самом пекле боя. Следует отдать справедливость операторам, снимавшим «Орловскую битву» — они сумели буквально в огне пожарищ снять интересные и новые для документального кино кадры и эпизоды.

— Василий Смирнов, из главы о фильме «Орловская битва» 1947

В большой статье на премьеру в газете «Литература и искусство» № 36 Евгений Габрилович сетует, что в картине скупо даны эпизоды фронтового быта, трудности окопной жизни бойца. Но оценив масштаб кинополотна, подытоживает: «В лучших своих эпизодах хроникальный фильм „Орловская битва“ достигает той драматической силы, которую не так часто встретишь и в художественной ленте».

После показа фильма в январе 1944 года в странах-союзниках США и Великобритании появились отзывы и в зарубежной прессе: «Данный фильм является историческим документом начинающегося развала армии Гитлера», «Русские отбросили назад фашистские орды. „Поход на Запад“ рассказывает, как это произошло. Победа показана здесь со всем тем живым реализмом, выразительностью и подчёркнутым гуманизмом, какие мы привыкли ожидать от советских военных фильмов».