Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.06.2022


10.05.2022


18.03.2022


15.02.2022


17.01.2022





Яндекс.Метрика





Русские американцы

29.07.2022

Русские американцы (англ. Russian American) — граждане или постоянные жители Соединённых Штатов Америки, которые либо являются этническими русскими, либо так или иначе связаны с русской культурой.

Словосочетание «русский американец» сами американцы не используют почти никогда, и часто называют выходцев из СССР просто «русскими» — «Russian». Так как американцы восточнославянского происхождения появились давно, их корни следует искать в истории Российской империи, СССР и современных постсоветских стран (в первую очередь Украины, России и Белоруссии). Следует учитывать, что не всегда этническая идентификация и родной язык русских американцев совпадают с этническим происхождением в силу межэтнического смешения и процессов ассимиляции, миграции и т. д.

Статистика

По данным на 2008 год, о своём русском происхождении заявило примерно 3 миллиона американцев. Как показала перепись населения 2000 года, 706 тыс. американцев указали русский язык в качестве родного. Русский язык занял седьмое место по распространённости в США. По оценкам экспертов, в 1990 году этнических русских в США было 750 тыс.. По данным переписи 2010 г., русский язык был языком повседневного общения для 905 тыс. жителей США (т.е. около 0,3% населения страны). Число русскоязычных в США росло неравномерно; особенно быстро оно увеличилось после распада СССР в 1990-е. Оценочно, включая нелегальных иммигрантов, на сегодняшний день в США находятся порядка 2,7 миллионов русскоязычных. Часть русских иммигрантов, особенно тех, кто прибыл из Российской империи, и их потомки русским языком практически не владеют.

На 2020г в США примерно 1,4млн русских ~1% от населения России. . По подсчётам в США ~4,5-5млн русскоговорящих.

Выходцы из России и СССР расселяются, преимущественно, в Средней Атлантике, Южной Атлантике, на Юго-Востоке Центральных штатов, в Новой Англии и на Северо-Западе.

В штате Нью-Йорк живёт больше русскоговорящих, чем в других штатах.

Волны иммиграции

Волны иммиграции из России в США всегда носили своеобразный характер, отличный от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой). Практически во все периоды основную группу прибывших составляли люди, искавшие жизни, более свободной от религиозных, политических, экономических и других ограничений в Российской империи и СССР. Различают четыре условные волны российской иммиграции в США:

  • Первая волна была связана с российским освоением Америки в XVIII—XIX веках и была представлена малочисленными русскими первопроходцами, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана.
  • Вторая волна проходила в конце XIX — начале XX веков, и была представлена евреями из Российской империи, а также белогвардейскими иммигрантами. В числе выдающихся представителей этой волны — Ирвинг Берлин, Игорь Сикорский, Шолом-Алейхем.
  • Третья — небольшая волна — состояла из политэмигрантов из СССР с момента окончания Второй Мировой войны до конца 1970-х. В числе её выдающихся представителей — Иван Елагин, Михаил Барышников, Иосиф Бродский, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов, Сергей Довлатов, Павел Литвинов, Александр Солженицын (насильственно высланный из страны, поэтому строго говоря эмигрантом не являвшийся).
  • Четвёртая и самая многочисленная волна была связана с падением железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда прибыли многочисленные группы не только евреев, но и русских, украинцев, и других (в основном, уже в самом конце XX — начале XXI столетия). В числе известных представителей этой волны — Александр Болонкин, Алексей Мурженко, Владимир Альбрехт.
  • Пятая волна началась с 2000 года. Политические и экономические причины в странах СНГ дали толчок для новой волны. В числе ярких представителей этой волны — Гарри Каспаров.

Далеко не все «русские американцы» являются русскими этнически или считают себя таковыми в полной мере. Зачастую, под «русскими» в США понимаются эмигранты из Восточной Европы или стран бывшего СССР в целом.

С 1820 года по 1917 год из Российской империи в США прибыло не менее 3.3 млн иммигрантов, но по своему этническому происхождению русских среди них было немного. В первое десятилетие XX века, на которое пришелся приток почти половины из них (1.6 млн.), около 44 % составляли евреи, 27 % — поляки, более 9 % — литовцы, более 8 % — финны, около 6 % — немцы и лишь около 5 % — русские. В данных переписей населения США 1910, 1920 и 1930 годов категория «русские» включала не только великороссов, белорусов и малороссов, но и считавших своим родным языком русский российских евреев, прибалтов, а также карпаторусов из Галиции.

Одной из самых массовых волн иммиграции принято считать вторую, происходившую в 1880-х — 1920-х годах. Большинство прибывших в этот период составляли евреи или те, кто по разным причинам так себя позиционировал. Всего, за период 1880—1914 годы, в США эмигрировали 1 млн. 557 тыс. российских евреев.

Тем не менее, далеко не все эмигранты, относившие себя к русским евреям, являлись ими этнически. В первую очередь, это связано с тем, что евреями в Российской империи, как и в большинстве стран Европы, называли не только этнических евреев, но и всех иудеев по вероисповеданию (например, потомков племён, входивших в Хазарский каганат, а также субботников, караимов и др.), лояльных к ним граждан, работавших на них рабочих и крестьян, многие из которых перенимали фамилии и культуру своих работодателей, фамилии деревенских старост, лидеров общин или приглашенных раввинов. Известный филолог и исследователь происхождения восточнославянских евреев Марк Блох отмечал, что многие русские евреи фактически происходят из славянских, кавказских и тюркских племён Хазарии, что объясняет различия в этнических генотипе групп, считающих себя евреями, например, ашкеназов, субботников, караимов и др. Во-вторых, многие жители Российской империи, а позже — СССР и России, эмигрировавшие в США, намеренно меняли имена и фамилии на распространенные среди евреев, чтобы воспользоваться преференциями иудейских диаспор, занять более высокое положение в обществе или скрыть славянское имя и фамилию во время холодной войны. Помимо этого, некоторые из русскоязычных эмигрантов последней волны в США выдавали себя за «еврейских беженцев», что делало проще легализацию постоянного проживания в стране и получение гражданства, в соответствии с действовавшей в США, с 1989 года по 2011-й годы, поправкой Лаутенберга, по которой евреям из бывшего СССР (а также ряду других религиозных меньшинств, включая баптистов и пятидесятников) давали статус беженца автоматически, чем многие эмигранты, независимо от их реального этнического происхождения, активно воспользовались.

Этнические евреи в Российской империи значительно отличались от евреев СССР и современной России. Большинство из них тогда проживало в западных российских губерниях (Польша, Украина, Белоруссия, Прибалтика), довольно компактно, концентрируясь в еврейских районах и поселениях, где они не являлись меньшинством, составляя иногда до половины населения города. В таких условиях евреи слабо владели русским языком (особенно, ввиду отсутствия телевидения и массового образования), говоря в основном на идише, а также на местных языках и диалектах, сохраняли свою религию (иудаизм) и культуру (характерную одежду, причёски и т. д.) По прибытии в США, такие группы евреев быстро забывали о своём формально российском происхождении и переходили во втором поколении на английский язык, продолжая сохранять собственную религию и культуру.

Многие эмигранты из Российской империи, СССР и стран СНГ меняли или сокращали свои имена и фамилии, чтобы слиться с американцами и избежать излишних подозрений (например, в разгар холодной войны). Так, в разное время, Мироновы становились Мирренами (Хелен Миррен) или Мирами (Фрэнк Мир), Агронские — Агронами (Дианна Агрон), Сигаловичи — Сигалами (Стивен Сигал), Факторовичи — Факторами (Макс Фактор), Куницины — Кунисами (Мила Кунис), Спиваковы — Ковами и т. д. Но не всегда фамилии искажались намеренно, иногда искажения являлись следствием ошибок в написании и произношении непривычной для американцев фонетики, так «Маслов» стал «Маслоу» (Абрахам Маслоу), Бинёвы превратились в Бениофф (Дэвид Бениофф), Левины — в Левайнов и Ливайнов.

Лишь около 65 000 из 3 миллионов иммигрантов в Соединённые Штаты из Российской империи между 1870 и 1915 открыто называли себя этническими русскими. Значительная часть американцев, которые ныне указывают русское происхождение, являются потомками выходцев из Австро-Венгерской империи, карпато-русин из Галиции. Значительное число галицких русин перешли из католицизма в православие и ныне образуют основу Русской православной церкви в Америке.

Иммигранты из России в начале XX века имели, как правило, левые политические взгляды и были активны в профсоюзном движении. Эта ассоциация россиян с политическим радикализмом впоследствии усилила предрассудки в отношении мигрантов. После русской революции, во время «красной паники» 1919—1920 годов, антироссийская ксенофобия стала основываться также на угрозе распространения революции. Страх перед политическим радикализмом способствовал введению квот на иммиграцию на основе этнического состава населения США в 1890 (то есть до значительной иммиграции из России). Эти квоты действовали с 1921 по 1965 г.

В начале 21 в. выходцы из России стали принимать более активное участие в американской политике, по крайней мере на уровне муниципалитетов и штатов. Двое иммигрантов из России были избраны в законодательное собрание штата Нью-Йорк - Алек Брук-Красный (депутат Ассамблеи - нижней палаты законодательного собрания - штата Нью-Йорк от демократической партии с 2006 по 2015 г.) и Давид Сторобин (сенатор штата от республиканской партии в течение нескольких месяцев 2012 г.).

И даже сейчас поток иммигрантов не утихает. Так выходцев из России с каждым годом все больше. Выехать в США стало не проблемой даже без знания языка. Если раньше влиться в новый ритм жизни и проникнутся всеми тонкостями неизведанной страны занимало много времени и сил, то теперь это не составляет труда. Сейчас русскоязычному иммигранту найти все нужное для жизни, да еще и в обществе своих же осуществляется без проблем.

Также прогрессивных изменений претерпели методы поиска работы и жилья в иммиграции. Для сравнения: в конце 20 века русскоговорящие иммигранты искали необходимую информацию через рекламные объявления в русских газетах в США или через знакомых. Начало 21 – произошло стремительное развитие интернета, что, в свою очередь, стало толчком для появления онлайн-сервисов, досок объявлений, групп в социальных сетях и форумов. Соответственно, перед иммигрантами появились новые, эффективные и безопасные способы решения насущных вопросов в стране. Среди русскоязычных онлайн-сервисов выделяют BAZAR.club. Это большая интернет-платформа, которая включает в себя доску объявлений, каталог бизнесов, афишу и информативный блог.

Основные организации иммигрантов из России в США

  • Конгресс русских американцев
  • Пушкинское общество Америки
  • Толстовский фонд
  • Фонд Андрея Сахарова
  • Институт современной России
  • Русскоязычный общественный совет
  • Фонд «Свободная Россия»