Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Зайчик (фильм)

«Зайчик» — советский комедийный художественный фильм, дебют режиссёра Леонида Быкова в полнометражном кино. Один из лидеров советского проката по итогам 1965 года — 16-е место среди отечественных фильмов (23-е место в общем списке) при 25,1 миллионе зрителей. Снят на киностудии Ленфильм в 1964 году.

Сюжет

Скромный и робкий театральный гримёр по фамилии Зайчик неожиданно узнаёт, что ему осталось жить всего месяц. Он решает прожить последние дни с достоинством и пользой. Зайчик начинает делать то, на что не решался всю жизнь — ставить на место хамов, защищать людей от несправедливости и самоуправства, просто не задумываясь бросаться на помощь тому, кто в ней нуждается. Теперь он не боится, как раньше, остаться в одиночестве или оказаться в смешном положении. Но оказывается, что смертельный диагноз, который он случайно подслушал в поликлинике, относился совсем к другому зайчику (точнее, к настоящему зайцу). Впрочем, к тому времени Зайчик станет уже совершенно другим человеком, решительным, отважным и знающим себе цену.

Леонид Быков о фильме

…Фамилия эта — Зайчик кажется смешной оттого, что в человеке, носящем её, поначалу и вправду проглядывает что-то заячье. Скромный театральный гримёр, он — застенчив и деликатен, только деликатность его то и дело обращается пугливостью и часто в решающие моменты жизни он оказывается неспособным твёрдо сказать „да“ или „нет“. Но не напрасно в груди Зайчика бьётся горячее и доброе сердце. И когда он понимает, что может стать необходимым людям, жизнь обретает для него высокий смысл и значение. Жанр фильма мы определили для себя так — эксцентрическая комедия с изрядным сатирическим зарядом. Наш главный принцип состоит в том, что герой сталкивается с реально узнаваемыми людьми, с реально узнаваемыми учреждениями и, самое главное, с реальными явлениями.

В ролях

  • Леонид Быков — Зайчик, гримёр
  • Ольга Красина — Наташа (Наталья Николаевна), молодая актриса
  • Игорь Горбачёв — Шабашников, начальник
  • Сергей Филиппов — Борис Михайлович, директор театра
  • Георгий Вицин — Фёдор Михайлович, помощник режиссёра
  • Алексей Смирнов — шумовик
  • Игорь Дмитриев — Игорь Борисович, актёр, играющий графа Нулина
  • Лев Степанов — Х. Х. Патрончиков, драматург
  • Гликерия Богданова-Чеснокова — Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, народная актриса
  • Алексей Кожевников — Игорь Александрович Ромашин, молодой врач-психиатр
  • Евгений Барков — Евгений Шапкин, актёр эпизодических ролей
  • Михаил Васильев — санитар
  • Николай Гаврилов — официант в летнем кафе
  • Владимир Казаринов — дирижёр
  • Николай Кузьмин — санитар
  • Анна Лисянская — ревнивая жена в летнем кафе
  • Герман Лупекин — муж ревнивой жены
  • Любовь Малиновская — Раечка, секретарша Шабашникова
  • Иван Пальму — общественник
  • Борис Рыжухин — комендант дома
  • Георгий Сатини — нервный пациент в очереди
  • Алексей Савостьянов — Николай Иванович, психиатр
  • Александр Суснин — рабочий сцены
  • Жанна Сухопольская — регистратор в ЗАГСе
  • Аркадий Трусов — дворник
  • Елизавета Уварова — Прасковья Ивановна, медсестра
  • Георгий Штиль — пьяный хулиган в летнем кафе

Создатели

  • Авторы сценария — Михаил Гинн, Генрих Рябкин, Ким Рыжов
  • Режиссёр-постановщик — Леонид Быков
  • Главный оператор — Сергей Иванов
  • Художник — Белла Маневич
  • Режиссёр — Вадим Терентьев
  • Оператор — Вадим Грамматиков
  • Композитор — Андрей Петров
  • Директор картины — Иосиф Шурухт

Музыка

Текст песни «Гаснут на песке волны без следа» написан сценаристом Кимом Рыжовым (исполняет сам режиссёр Л. Быков), музыка и саундтрек написаны композитором Андреем Петровым, исполнены оркестром ленинградского радио и телевидения под управлением дирижёра А. Владимирцова.

Выход в прокат

По итогам 1965 года фильм собрал в прокате 25,1 миллион зрителей, заняв 16-е место среди отечественных фильмов и 23-е место среди всех фильмов, показанных в СССР в том году.

На полученный гонорар Леонид Быков приобрёл гараж и свою первую машину, ГАЗ-21 «Волга».

Картина также пользовалась успехом и за рубежом. По словам актёра Сергея Иванова: «в русском квартале Лос-Анджелеса в витрине магазина видеокассет я увидел только один русский фильм — „Зайчик“. „Просто другие не пользуются спросом“, — объяснила продавщица. Так Быков покорил и Америку».

Критика

Несмотря на успех в прокате, картину подвергли критике как журналисты, так и коллеги, что привело к первому инфаркту Быкова. По словам режиссёра Алексея Симонова, хорошо знавшего Быкова: «ничего дурного, безвкусного или непрофессионального в картине не было. Однако ей тогда не простили именно эту усреднённость, Быков требовал, бился, доказывал, чуть ли не шантажировал всех своим нежеланием сниматься — и что? Как у всех! Так для этого не надо было мучить ни себя, ни людей — такова была примерно реакция на эту картину в Ленинграде».

«После выхода на экраны „Зайчик“ подвергся критике. Сейчас она представляется недальновидной, в Быкове не разглядели Быкова! Но разглядеть было всё же не просто. Актёр, ставший ещё и режиссёром, автором фильма, отклонился от себя, каким мы его знали прежде, в сторону чистой эксцентрики. Традиционный Быковский персонаж все свои превращения на сей раз претерпевал, так сказать, в „принудительном“ порядке. Сюжетные повороты в „Зайчике“ — не скрыты, не растворены в самой материи фильма, они всегда строго функциональны. Мне кажется, что всё это не в природе таланта Быкова. Поэтому „Зайчик“ и не смог стать настоящим Быковским фильмом. Своё было не найдено, оно было только отброшено».

«История робкого человека рассказана в фильме с той лёгкостью и непринуждённостью, которые так необходимы в комедии. Тем не менее юмор, весёлая шутка, острота не исчерпывают содержания фильма „Зайчик“. Отдельные его эпизоды приобретают звучание сатирическое. У этой кинокомедии есть точный адрес, она высмеивает бездушных формалистов, бюрократов, губящих всякое живое дело… Впрочем, не всё удалось в фильме. Главный упрёк следует сделать сценаристам, которые не сумели слить воедино отдельные эпизоды. Их соединение чисто механическое, не обусловленное логическим, естественным течением действия».

«Робость и застенчивость сменяются у Зайчика отчаянной решимостью, когда доходит до схваток с бюрократизмом. Жаль только, что дело не стоит схватки. Забор, из-за которого разгорается сыр-бор, явно надуманная деталь. Детям в каждом дворе необходимо жизненное пространство для отдыха — святая цель, которую этот самый забор лишь принижает. И вместе с тем цветная кинокомедия „Зайчик“ стоит того, чтобы её посмотреть. Многие кадры сделаны со вкусом, на хорошем комедийном уровне, многое повеселит, посмешит зрителей. Да и познакомиться ещё с одним хорошим человеком — Зайчиком не мешает».