Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Вожак санитарной упряжки

«Вожак санитарной упряжки» («Малыш») — повесть 1945 года Евгения Коковина о судьбе щенка — ненецкой лайки по кличке Малыш, выменянном мальчишками у сторожа и подаренном ими Красной Армии, его фронтовой службе в подразделении ездовых собак в годы Великой Отечественной войны.

Содержание

Летом 1940 года архангельский мальчишка Игорь Жигалов за три тетрадки и книгу «Дети капитана Гранта» выменял у сторожа щенка по кличке Малыш.

Жители дома, должно быть, помнят тот теплый июльский день, когда во дворе появился Малыш. Большой щенок, неуклюжий, густошерстный, с острыми беспокойными ушами. Мальчуган немало потрудился, прежде чем ему удалось втащить щенка во двор. Щенок упирался, скулил и недоумевающе смотрел на ребят. Для Малыша наступили чудеснейшие дни.

Щенок ненецкой лайки оказался в городе случайно — рано оторванный от матери, он вначале жил в деревне, и заменить бы ему цепного пса Полкана, но за свои шалости он был продан хозяйкой в город — молодухе Раечке, которая хотя ласкала его и кормила пряниками, но держала запертым в маленькой комнате, заскучав, он откуда и сбежал, заблудился и был подобран дворником.

Теперь же ему предстояла жизнь среди детворы всего двора, которая упросила взрослых на время оставить щенка, а потом подарить его Красной Армии.

Осенью ребята пошли в школу, а заскучавшего без игр щенка через знакомого лейтенанта предложили военным, пришедшему кинологу Малыш понравился, и ребята подарили щенка — не взяв с военных положенных за «мобилизуемую» собаку деньги. После «медкомиссии» — осмотра ветврачом, Малыш — выносливый северянин, был зачислен в подразделение ездовых собак к вожатому Анисимову.

Восьмимесячный щенок в армии учиться дисциплине и командам, на стрельбище привыкает к звукам выстрелов (хотя первый винтовочный выстрел его порядком напугал), проходит подготовку в ежедневных тренировочных выездах, и совершает в составе пяти упряжек — особых лыжных установок с санитарными носилками, учебно-тренировочный переход. Теперь он знает главную команду: «Малыш, вперед!».

С началом войны Малыш попадает на фронт — в упряжку где вожаком Юнта — немолодая, но подвижная лайка — опытная фронтовичка, и ещё двое «сослуживцев»: Снежок и Жук. На фронте они успешно доставляют на передовую снаряды и патроны, вывозят раненных с поля боя — в армейской газете появляется заметка «Вожатый Анисимов и его собаки», и генерал вручает Анисимову медаль «За отвагу».

Вскоре от шальной пули погибает Юнта, и вожаком в упряжке становится Малыш, а на его место присылают Шарика — дворнягу, простодушного и неказистого, но, вопреки всяким ожиданиям — необычайно способного, который становится настоящим боевым товарищем Малышу.

Зимой упряжка Анисимова участвует в глубоком рейде в тыл противника — пройдя свыше двухсот километров, обходя немецкие позиции и гарнизоны, они доставляют боеприпасы разведчикам.

В марте 1942 года, работая на передовой, упряжка в очередной раз вывозила раненного командира взвода, но попадала под миномётный обстрел. Жук и Снежок погибли, у Шарика перебиты лапы. Малыш оказывается ранен, как и вожатый Анисимов, но им нужно вывезти раненного командира, а также Шарика… Малыш один дотащит упряжку почти до медпункта, и застрявшую, уже заметённую снегом упряжку, найдут санитары — по знакомому лаю Малыша, не оставившего упавшего без сознания Анисимова.

Встреча произошла в саду, у госпиталя, в маленьком городе, недавно освобожденном от немцев. Малыша привел Ильинский. Анисимов вышел, опираясь на костыль. Малыш издали не сразу узнал вожатого. Синий халат, костыль — все это было необычным. Но зато он узнал голос, когда Анисимов окликнул его….
— Пора, — сказал Ильинский, поднимаясь. — Поправляйся, будем ждать.
Анисимов погладил Малыша. Но когда он пошел к госпиталю, Малыш бросился за ним.
— Назад! — крикнул Анисимов.
И кажется, в первый раз Малыш ослушался своего вожатого. Он остановился, но не повернул назад. Глаза умоляюще смотрели на Анисимова, в них застыла просьба оставить.
«Милый, хороший мой Малыш!» — Анисимов не выдержал и наклонился к собаке. Он захватил собачью голову обеими руками и долго смотрел в глаза, полные мольбы и преданности.
— Нельзя, Малыш, нельзя, — тихо сказал Анисимов, словно угадывая просьбу вожака.
Подошел Ильинский и взял Малыша за ошейник. Собака недовольно заворчала. Тогда Анисимов силой повернул Малыша от себя и дрогнувшим голосом сказал:

— Малыш, вперед!

О книге

Повесть написана в 1945 году — в годы войны писатель Евгений Коковин был фронтовым корреспондентом на Карельском фронте и видел, как собаки помогали солдатам, автор тщательно изучил предмет изображения: много раз ездил в воинское подразделение, где использовались служебные собаки, следил за их обучением, близко познакомился с вожатыми.

Журнал «Север», рассматривая вышедшие в прошлом детские и юношеские книги, отметил, что они редко долго пользуются вниманием читателя, и просто забываются, и именно в фактичности материала видел востребованность повести про Малыша и через 20 лет:

Сюжет в юношеской повести играет особую роль. На нем «держится» многое. Но как раз в том случае, когда он объединяет серьезные факты и впечатления жизни, объясняет и раскрывает их. Вот почему лучшими книгами остаются те, где поиски героя оплодотворены личным писательским и историческим опытом. Вот почему так волнует читателей разных возрастов повесть «Вожак санитарной упряжки» — о служебной собаке Малыше, разделившей в годы Великой Отечественной войны высокую судьбу советских бойцов на передовой.

Также в литературоведении отмечается, что повесть заняла своё место в произведениях писателей Севера о войне.

Повесть стала первым крупным произведением писателя, принесла ему успех, была уже в первые два года несколько раз переиздана, В 1949 году была переведена на румынский язык.

Повесть была хорошо принята критикой, так в газете «Правда Севера» была опубликована рецензия на повесть Р. Я. Гинзбурга, о книге хорошо отозвался Лев Кассиль, в дальнейшем литературоведы также выделяли повесть из творчества писателя:

Избрав сложную форму повествования — показ событий через восприятие животного, Коковин сумел убедительно раскрыть «психологию» ездовой собаки Малыша, передать ее ощущения, «переживания» во время учебы и в различные моменты фронтовой жизни. Это обусловило необычный, своеобразный показ и самих военных событий. Героическое в повести предстает не в исключительных эпизодах и фактах, а в суровой обыденности боевых будней. Органично слита с темой войны в повести тема детства. Первоначальное воспитание будущий вожак санитарной упряжки получил на мальчишеском дворе, и, когда Малыш попал на фронт, мальчишки по письмам регулярно следили за его славными делами.

— литературовед Шамиль Галимов

Дети с напряжением и волнением следят за трудной и опасной работой северной лайки Малыш, перевозящей раненых советских воинов.

Это произведение, выдержавшее много изданий, до сих пор читается детьми как остро приключенческая сказка-быль. Сказочный колорит в этом реалистическом рассказе создают авторские «переводы» предполагаемых монологов Малыша и его диалогов с людьми. Такой прием антропоморфизма, вполне уместный и естественный здесь, позволяет писателю приблизить к маленьким детям большие и сложные проблемы.

— О литературе для детей, 1977 год

Издания

  • Вожак упряжки.- ОГИЗ: Архангельское издательство, 1945.- 39 с.
  • Малыш-вожак / Художник Витинг Николай ИосифовичН. Витинг. — М.; Л.: Детгиз, 1947 год. — 32 с. (тираж 15 тыс. экз)
  • Малыш-вожак. — Ставрополь: Ставропольская правда, 1948. — 32 с.
  • Вожак санитарной упряжки. Рассказы. — Архангельск, Книжное издательство, 1958. — 83 с. (тираж 15 тыс. экз)
  • Вожак санитарной упряжки // Повести и рассказы — Архангельск: Северо-Западное книжно издательство, 1983. — 383 с.