Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Матросов, Иван Константинович

Иван Константинович Матросов (1886—1965) — советский изобретатель систем железнодорожных автоматических тормозов.

Биография

Родился 16 (28 июня) 1886 года в селе Малые Соли (ныне Некрасовский район, Ярославская область) в семье сапожника. Работал слесарем, затем машинистом поезда в депо Рыбинск (1905—1916), после того как закончил соответствующее училище в Петрограде — техником путей сообщения на СЗЖД (с 1922 года).

В 1926 году Матросов разработал тормоз для грузовых поездов (тормоз Матросова), который за счёт резкого сокращения тормозного пути позволил значительно увеличить вес и длину состава, скорость и безопасность движения. Продвижение тормоза в СССР поначалу встречало бюрократические преграды в НКПС и Матросов пошёл на продажу изобретения американской фирме «Френкель» за 250 тысяч долларов. Советские власти осудили этот поступок; одновременно была раскритикована работа НКПС и в 1931 году тормоз был принят в качестве типового, вытеснив ручное торможение. В 1935 году Матросов реконструировал тормоз для поездов метрополитена, а в 1945 году — для пассажирских поездов.

Матросов изобрёл ряд узлов для тормозных систем: концевой кран клапанного типа (1935), двухрежимный регулятор давления в главном резервуаре тормозной системы поезда (1944, совместно с Е. В. Клыковым), кран машиниста и др. В 1953 году Матросов создал электропневматический тормоз для грузовых поездов, который в 1955—1956 годах усовершенствовал с учётом конкретных условий эксплуатации подвижного состава.

Умер 30 октября 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Награды, звание и память

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за изобретение тормоза и концевого крана
  • орден Ленина (1931, февраль)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • медали.

С 1945 года — генерал-директор тяги 3-го ранга.

С 1980-х годов его имя носит улица в посёлке городского типа Некрасовское.

Основные работы

  • Новый усовершенствованный тормоз // В бой за технику, 1937, № 10.
  • Тормозной кран машиниста // Железнодорожный транспорт, 1944, № 5—6.
  • Автотормоза. Устройство, управление, обслуживание и ремонт, 4 изд. — М., 1951 (соавтор).

Патенты на изобретения автотормоза