Лавина-Ураган — российский бронированный водомётный спецавтомобиль, является техническим средством поддержки мобильных отрядов особого назначения и предназначен для пресечения массовых беспорядков. Данная машина может также использоваться подразделениями МЧС России для тушения пожаров и разбора завалов.
Предшественники — Лавина (начало 1990-х годов) и Лавина-М (1994) — выпускались Дмитровским опытно-экспериментальным заводом МВД (в настоящее время — Дмитровский филиал ГУ НПО «Спецтехника и связь» МВД России) на четырёхосном шасси БАЗ-69501. Лавины ни разу не «вступали в бой», для поддержания порядка достаточно было только их присутствия. Всего было построено около трёх десятков Лавин, из которых к 2007 году на ходу оставалось не больше шести машин.
Поскольку используемое для Лавин шасси было не только нестандартным, но и негабаритным (его ширина — свыше 3 м), в ГУ НПО «Спецтехника и связь» была разработана полностью новая модель на основе Урал-532362, более компактная и ремонтопригодная.
Производство машин ведётся на АО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования». Первый опытный образец автомобиля был собран в 2005 году (на шасси Урал-532365), принят на вооружение в 2006 году. В рамках программы международной выставки полицейской и военной техники «Интерполитех-2009», спецавтомобиль Лавина-Ураган принимал участие в показательных учениях в Балашихе.
Со слов заместителя главы МВД Михаила Суходольского, машина считается лучшей в мире. Практически по всем своим показателям она превосходит зарубежные аналоги.
Машина оснащена комплексом специального оборудования, в состав которого входят:
- цельнометаллическая цистерна;
- бак для пенообразователя из нержавеющей стали;
- ёмкости для активных и красящих веществ;
- дополнительный дизельный двигатель ЯМЗ-236 для обеспечения работы помпы;
- два основных (на крыше кабины) и два вспомогательных (на нижнем бампере) лафетных ствола;
- 8-ствольный гранатомёт (на крыше) для отстрела светозвуковых боеприпасов и гранат со слезоточивым газом;
- системы видеонаблюдения (с возможностью записи) и аудиоконтроля окружающей обстановки;
- дополнительные прожекторы на верхних лафетных стволах;
- система пожаротушения;
- система газовой защиты с фильтровентиляционной установкой;
- средство для разрушения завалов и баррикад с гидроприводом;
- внешнее сигнально-громкоговорящее устройство;
- четыре проблесковых маячка синего цвета.
Моторный отсек и двухрядная кабина экипажа защищены бронёй и стальными сетками. Кабина дополнительно усилена каркасом из стальных прутьев. Колёса задних осей наполовину закрыты стальными листами. Класс защиты автомобиля — 2а по ГОСТ Р50963-96, то есть даёт защиту от охотничьего ружья, что хуже бронезащищённости Лавины — её кабина защищала экипаж от автомата Калашникова.