Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Коган, Марк Иосифович

Марк Иосифович Коган (1922—2013) — советский, российский адвокат.

Юность

Родился в семье торгового работника. Служил в отдельном пулемётном батальоне в 1-й Краснознамённой Дальневосточной армии. В 1942—1944 учился на юридическом факультете Московского государственного университета (МГУ).

Арест, лагерь, ссылка

В 1944 году был арестован по обвинению в участии в деятельности антисоветской молодёжной группы. По этому же делу проходили тогдашние студенты московских высших учебных заведений Валерий Фрид и Юлий Дунский (позднее известные кинодраматурги), будущий профессор Московского физико-технического института Михаил Левин, Нина Ермакова, после освобождения вышедшая замуж за будущего Лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга) и др. Всего по делу было арестовано 13 человек. Группе вменялось, что они готовили покушение на Сталина, когда его кортеж будет проезжать по Арбату в Кремль. Следователей даже не смущало, что окно комнаты, где собиралась молодёжная компания, выходило не на Арбат, а в переулок. Но возможно, что именно это послужило тому, что их не расстреляли, а «всего лишь» арестовали. В 1945 решением Особого совещания (ОСО) при НКВД СССР был приговорён к пяти годам лишения свободы «за участие в антисоветской группе и за антисоветскую агитацию».

Первоначально отбывал наказание в отдельном лагерном пункте (ОЛП № 1) в Ховрино, в 1949 переведён в Дубравлаг. В августе 1949 освобождён из лагеря и отправлен на вольное пожизненное поселение в Кзыл-Орду (Казахстан), где работал юристом на мясокомбинате. С 1952 жил и работал в Алма-Ате, где завершил высшее юридическое образование в Казахском государственном университете.

Юридическая работа в Москве

В 1956 смог вернуться в Москву. Подал заявление о приёме в Московскую городскую коллегию адвокатов (МГКА), но получил отказ. Работал главным юрисконсультом одного из главков Министерства торговли СССР, начальником юридического отдела московской конторы «Росбакалеи». Одновременно получил высшее экономическое образование, затем защитил в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук, посвящённую договору консигнации (однако, так как это понятие отсутствовало в советском праве, то официальным названием темы было: «Правовое регулирование хранения товаров на складах»). После защиты диссертации работал заведующим правовым сектором Центрального научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований (ЦНИИТЭИ) Минмясомолпрома СССР.

Адвокат

В 1975 был принят в Московскую городскую коллегию адвокатов, несмотря на протест со стороны Управления юстиции Мосгорисполкома. Официальной мотивировкой протеста была важность его научной работы для народного хозяйства; по мнению самого Когана, реальными причинами были политическая неблагонадёжность и строптивый характер (позднее Коган получил известность в адвокатском сообществе, как «строптивый адвокат»; это же определение вошло в название его автобиографической книги). С 2002 — адвокат Адвокатской палаты города Москвы.

Получил известность в качестве защитника по уголовным делам, в том числе по экономическим преступлениям. Вёл дела как в Москве, так и в Ереване, Тбилиси, Баку, Алма-Ате, Ашхабаде, Иркутске, Вильнюсе, Риге, Махачкале и других городах.

На процессе об обрушении пешеходного моста на станции Пушкино (Московская область) защищал начальника отдела инженерных сооружений управления Московской железной дороги Иванова, обвинённого в нарушении дисциплины и правил движения железнодорожного транспорта, повлёкшем за собой человеческие жертвы. Добился переквалификации обвинения на менее значительное (халатность), что привело к приговору к небольшому сроку лишения свободы. В ходе защиты использовал аргументы из тогда малоизвестной в СССР «теории трещин» в сопромате.

В середине 1980-х годов осуществлял в Московском областном суде защиту подростка, обвинённого в убийстве водителя такси с целью ограбления. Это дело приобрело в то время общественное значение из-за попыток работников правоохранительных органов дискредитировать адвоката, о чём в 1987 писала «Литературная газета» (в номере от 17 июля). На Когана было оказано сильное давление, против него было возбуждено уголовное дело по обвинению подстрекательстве к взяточничеству. Следственные органы и суд требовали заменить Когана в этом деле другим защитником. Позднее он вспоминал:

За мной уже было установлено наружное наблюдение, телефон явно прослушивался, и даже в моём автомобиле умудрились поставить «жучок»… Я устраивал «экспериментальные» разговоры в автомобиле, и они тут же становились известны следователям — по другим делам. Кроме того, за моей машиной везде следовал «хвост». Конечно, это меня не очень пугало, а больше потешало. Когда же мне надо было от «хвоста» избавиться, я заезжал к одному своему другу, который жил в старом доме на Ленинском проспекте, где был чёрный ход, выходящий во двор. А из его двора был проход в соседний двор или прямо в Нескучный сад. Но всё это отнимало много времени и нервировало. А они к этому и стремились. По ночам раздавались телефонные звонки, и сам Коротаев или его подручные поносили меня как могли и напоминали, что мне в Лефортово уже приготовлена камера.

(Коротаев — руководитель следственной группы).

Активная и бескомпромиссная позиция адвоката привела к тому, что дело в отношении его подзащитного вначале было направлено на дополнительное расследование, а затем прекращено за недоказанностью вины. Было прекращено и дело в отношении Когана.

В 1989 по просьбе А. Д. Сахарова представлял в Верховном суде РСФСР интересы бастовавших шахтёров объединения «Воркутауголь» (по делу о признании забастовки незаконной).

М. И. Коган являлся одним из инициаторов создания Союза Адвокатов СССР, участвовал в Учредительном съезде этой общественной организации. Награждён почётными грамотами Международного союза (содружества) адвокатов за заслуги в создании Союза адвокатов СССР, развитие Международного адвокатского движения и повышение престижа адвокатской профессии. Возглавлял криминалистическую секцию общественного института судебной защиты при президиуме МГКА, затем руководил этим институтом. Автор более 50 работ по проблемам экономических преступлений и адвокатской практики, мемуаров «Записки строптивого адвоката» (М., 2002).

В 1994—1997 жил в Германии. Затем вернулся в Россию, где возобновил адвокатскую практику в адвокатской конторе «Приоритет».

Труды

  • Записки строптивого адвоката. М., 2002