Марен Леруа де Гомбервиль (фр. Marin Le Roy de Gomberville; 1600, Париж — 14 июня 1674, там же) — французский писатель, представитель прециозной литературы.
Биография
Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии (избран в 1634 году, кресло № 21), участвовал в разработке её устава и Словаря Академии. К концу жизни обратился к янсенизму.
Творчество
Первый сборник стихов Гомбервиль написал в четырнадцатилетнем возрасте и посвятил его теме старости. В 1620 г. сочинил несколько сонетов в духе Теофиля де Вио. Большой успех имел его роман «Каритея» (La Caritée, 1621), соединяющий в себе влияние «Астреи» Оноре д’Юрфе и «Путешествия удачливых принцев» Бероальда де Вервиля. Действие романа разворачивается в Египте, однако в образах главных героев угадываются аллюзии на известных исторических лиц XVI—XVII веков, в том числе Людовика XIII и Карла IX. Среди созданных Гомбервилем в конце жизни благочестивых сочинений: аллегорический роман «Цитерея» (Cythérée,1640) и эмблематологический трактат «Доктрина нравов» (La Doctrine des moeurs, 1651).
«Полександр»
Самым знаменитым романом Гомбервиля является неоднократно перерабатывавшийся «Полександр» (Polexandre, 1619, 1629, 1632, 1637, 1638), окончательная версия которого включала пять томов (около пяти тысяч страниц). «Полександр» — яркий образец прозы барокко с многочисленными приключениями, сражениями, дуэлями, кораблекрушениями. Главная особенность «Полександра» заключается в обилии географических сведений. Главный герой пускается в поиски принцессы Алкидианы и посещает, в числе других стран, Сенегал, Канарские острова, Мексику, Перу и Антильские острова. Гомбервиль пользовался документальными источниками — реляциями путешественников (в том числе Гарсиласо де ла Вега и Акоста) и буквально зачаровывал современников экзотическими топонимами.
Лафонтен в балладе «О чтении романов и книг о любви» (1665) замечает, что перечитывал «Полександра» «двадцать и двадцать раз».
Финал «Астреи»
Роман «Астрея» не был завершён его автором Оноре д’Юрфе. В 1626 г. был издан (под именем Борстель, Borstel) апокрифический финал «Астреи» (так называемый «шестой том» романа). В отличие от обычно публикуемого финала Бальтазара Баро, вариант Борстеля оканчивается печально. Как показал исследователь Б. Ион, под псевдонимом «Борстель», скорее всего, скрывался Гомбервиль.